Подпрограмма «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа «Город Чита»

Паспорт

подпрограммы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа «Город Чита»

 (в редакции постановления администрации от 09.01.2023 г. № 03, от 24.01.2023 № 22)

 

Ответственный 

исполнитель

Администрация городского округа «Город Чита» (управление экономики)

Соисполнители

подпрограммы

-

Цели подпрограммы

Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа «Город Чита», способствующих его устойчивому социально-экономическому развитию.

Задачи подпрограммы

 

Совершенствование правового, организационного обеспечения инвестиционной деятельности.

Поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности в городском округе «Город Чита».

Создание и поддержка позитивного инвестиционного имиджа городского округа «Город Чита».

Информационная поддержка осуществления инвестиционной деятельности на территории городского округа.

Сроки и этапы реализации подпрограммы

I этап: 2017-2021 годы;

II этап: 2022 – 2026 годы.

Объемы и источники финансирования подпрограммы

Общий объем финансирования подпрограммы составляет 3 274,4054 тыс. руб., в том числе по этапам реализации:

I этап – 59, 90874 тыс. руб., в т.ч. по годам реализации:

2017 год – 16,0083 тыс. руб.;

2018 год – 24,74503 тыс. руб.;

2019 год – 19,15541 тыс. руб.;

2020 год – 0,0 тыс. руб.;

2021 год – 0,0 тыс. руб.;

II этап –3 214,49666 тыс. руб., в т.ч. по годам реализации:

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

2023 год – 20,09666 тыс. руб.;

2024 год – 57,20 тыс. руб.;

2025 год – 57,20 тыс. руб.;

2026 год – 3080,0 тыс. руб.

Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета городского округа.

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы

Увеличение годового объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования к 2021 году 12,56 млрд. руб., к 2026 году до 16,71 млрд. руб.

Обеспечение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в расчете на 1 жителя в 2026 году до 46,49 тыс. руб.


   

1.  Характеристика текущего состояния в сфере инвестиционной деятельности в городском округе «Город Чита»

Подпрограмма «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа «Город Чита» направлена на разработку и реализацию комплекса организационных и экономических мер по системной организации инвестиционной деятельности, внедрение новых подходов к управлению инвестиционной деятельностью.

Формирование благоприятного инвестиционного климата, позволяющего увеличить приток инвестиций, и эффективное управление инвестиционными процессами являются основными факторами, обеспечивающими выполнение приоритетных задач муниципальной политики по обеспечению устойчивого социально-экономического развития городского округа «Город Чита».

Городской округ «Город Чита» обладает рядом конкурентных преимуществ, которые создают предпосылки для привлечения инвестиций и успешного поступательного развития. Основными из них являются: выгодное географическое положение (близость к странам АТР, близкое расположение приграничных автопереходов в Китай и Монголию, транзитные возможности); развитая транспортная инфраструктура, представленная железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, международным аэропортом, который является аэропортом федерального значения и связывает краевой центр с городами России и зарубежья,  имеет потенциальную возможность обслуживания кроссполярных воздушных маршрутов между Северной Америкой, Северо- и Юго-Восточной Азией; значительные запасы и широкий спектр природных ресурсов; высокий туристско-рекреационный потенциал Забайкальского края; квалифицированные трудовые ресурсы; действующая инфраструктура поддержки предпринимательства; развитые международные и межрегиональные связи.

В 2012 - 2015 годах отмечалось снижение инвестиционной активности, объем инвестиций в основной капитал сокращался на 16,4% ,18,4% и 31,3% (в сопоставимых ценах), соответственно. За данный период в экономику городского округа направлено 43919,82 млн. руб.

В 2015 году объем инвестиций в экономику городского округа составил 9321,6 млн. руб., что на 31,3% меньше объема инвестиций 2014 года в сопоставимых ценах. Тенденция уменьшения объема инвестиций в основной капитал сохраняется и во 2 квартале 2016 года. Так, объем инвестиций за данный период по крупным и средним предприятиям составил 1 764,831млн. руб., что на 30,2%   меньше показателя 2015 года.

В 2015 году инвестиционная активность по крупным и средним организациям городского округа снизилась практически по всем видам экономической деятельности, за исключением строительства; производства и распределения электроэнергии, газа и воды; государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения и финансовой деятельности (таблица).

 

 

 

Индексы физического объема инвестиций крупных и средних организаций

 в основной капитал по видам экономической деятельности, в % к предыдущему году

 

Отрасль

Годы

 

2015 г. к

 2011 г. 

2011

2012

2013

2014

2015

Инвестиции в основной капитал, всего

147,60

93,95

80,75

110,27

68,72

57,49

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

25,28

331,44

102,95

698,06

48,58

11,57

Добыча полезных ископаемых

204,19

148,74

120,51

160,12

36,50

104,75

Обрабатывающие производства

79,91

177,51

123,16

96,30

98,36

207,09

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

299,85

84,70

64,84

127,11

86,17

60,16

Строительство

127,95

122,79

69,42

109,77

58,93

55,13

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

147,44

93,47

81,70

54,79

95,98

40,15

Гостиницы и рестораны

 -

0,70

5,23

8,19

281,91

-

Транспорт и связь

147,48

99,32

46,83

78,72

60,81

22,27

Финансовая деятельность

169,11

204,81

8,44

72,57

178,00

22,33

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

147,71

147,43

105,58

123,44

105,16

202,05

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

147,53

70,91

83,44

181,99

87,38

94,08

 Образование

174,25

111,65

102,67

83,89

70,19

67,50

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

144,67

203,69

104,58

51,88

77,63

85,80

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

479,01

130,79

130,18

238,40

79,77

323,80

 

При анализе отраслевой структуры инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий городского округа на протяжении ряда лет основной объем инвестиций осваивался в строительстве (44,4% от общего объема инвестиций по крупным и средним организациям в 2015 г. или 4105,61 млн. руб.), а также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (13,3% - 1232,65 млн. руб.), государственном управлении и обеспечении военной безопасности, обязательном социальном обеспечении (13,5% - 1250,80 млн. руб.). Низкая инвестиционная активность наблюдается в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве 0,2% (22,34 млн. руб.) и финансовой деятельности – 0,8% (74,32 млн. руб.).

Рост объема инвестиций в 2015 году отмечен по таким видам деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (95,98 %); обрабатывающие производства (98,36%); финансовая деятельность (178,00%); здравоохранение и предоставление социальных услуг (77,63%).

Видовая структура инвестиций в основной капитал в период с 2011 г. по 2015 год имеет следующие характеристики: 26,9% - 37,2% всех инвестиций направлено в активную часть основных средств – в машины, оборудование и транспортные средства;  20,6% - 64,5%  - в здания (кроме жилых) и сооружения; 2,2% - 33,9%  - в жилища. В 2015 году наибольшая часть инвестиций направлена в машины, оборудование и транспортные средства - 37,2%, при этом в жилища направлено 33,9% объема инвестиций, в здания (кроме жилых) и сооружения – 20,6%.

Основным источником инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям) на протяжении 2011-2015 годов остаются привлеченные средства, доля которых в общем объеме инвестиций за этот период возросла с 60,0% до 75,6%. В составе привлеченных средств доля бюджетных средств в 2015 году составила 37,6%. Достаточно высока доля прочих источников, в 2015 году она составила 54,8%.

На низком уровне на протяжении ряда лет остаются инвестиции, осуществляемые за счет кредитов банков и заемных средств. Данный факт объясняется недоступностью кредитных ресурсов за счет высоких процентных ставок и сложностью получения кредитов. Доля инвестиций в общем объеме за счет кредитов банков в 2015 г. составила 0,14%, доля заемных средств – 3,93%.

Существует ряд проблем, негативно влияющих на развитие инвестиционной деятельности на территории городского округа «Город Чита»:

-   отсутствие стимулирующих факторов инвестиционной деятельности;

-   недостаточный объем собственных средств у большей части субъектов инвестиционной деятельности для реализации проектов, сложность получения и  высокая стоимость кредитных ресурсов;

-   ограниченность  бюджетных средств для участия в инвестиционных проектах;

-    отсутствие подготовленных инфраструктурно – обеспеченных площадок для размещения производств;

-   высокая стоимость энергоресурсов;

-   достаточно высокий уровень финансовых рисков;

-   низкий уровень инвестиционной привлекательности города.

 

Городской округ «Город Чита» имеет потенциал для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций:

-     наличие свободных земельных участков;

-     возможность частичного перепрофилирования действующих производств;

-     наличие достаточно развитой инвестиционной инфраструктуры (банковские учреждения, страховые компании);

-     возможность участия в реализации инвестиционных проектов органов местного самоуправления (оказание финансовой поддержки).

Необходимо формировать и постоянно актуализировать банк инвестиционных предложений, в том числе свободных земельных участков, производственных помещений, ресурсных площадок.

Учитывая важность проблемы роста инвестиционной активности на территории городского округа «Город Чита», работа по стимулированию осуществления инвестиций должна носить системный характер и осуществляться с применением программно-целевого метода. Основными условиями формирования инвестиционной привлекательности должны стать: высокое качество управления территорией, высокий инфраструктурный потенциал.

 

2. Описание целей и задач подпрограммы

 

Целью подпрограммы является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику городского округа «Город Чита», способствующих его устойчивому социально-экономическому развитию.

Для достижения поставленной цели в рамках подпрограммы определены следующие основные задачи:

- совершенствование правового, организационного обеспечения инвестиционной деятельности;

- поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности в городском округе «Город Чита»;

- создание и поддержка позитивного инвестиционного имиджа городского округа «Город Чита»;

- информационная поддержка осуществления инвестиционной деятельности на территории городского округа.

 

3. Сроки и этапы реализации подпрограммы

 

Подпрограмма реализуется в 2017 – 2026 годах, в два этапа: I этап: 2017 - 2021 годы, II этап: 2022 – 2026 годы.

 

4.     Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов

 

Решение задач подпрограммы предусматривается обеспечить путем реализации следующих основных мероприятий:

1.  Совершенствование правового, организационного обеспечения инвестиционной деятельности путем:

- оказания содействия субъектам инвестиционной деятельности в реализации инвестиционных проектов;

- консультирования инвесторов по вопросам мер государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности.

2. Создание и поддержка позитивного инвестиционного имиджа городского округа «Город Чита» путем:

- подготовки и издания информационно-справочных материалов о городском округе и сборника инвестиционных проектов;

- актуализация Инвестиционного паспорта городского округа «Город Чита».

3. Предоставление муниципальной финансовой поддержки путем:

- предоставления субсидии на уплату процентов по кредитам (займам) на реализацию инвестиционного проекта.

4. Информационная поддержка осуществления инвестиционной деятельности на территории городского округа путем:

- поддержки раздела «Инвестиционная деятельность» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации городского округа «Город Чита» и официальном сайте системы поддержки малого и среднего предпринимательства  городского округа «Город Чита»;

- обновления информации в Перечне инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Забайкальского края.

Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации, ожидаемых результатов и связи с показателями подпрограммы представлен в приложениях к программе: приложение № 1 – 2017 - 2021 годы, приложение № 2 – 2022 – 2026 годы.

 

5.     Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы

 

Основные  показатели, характеризующие реализацию подпрограммы, определены исходя из цели и задач подпрограммы и рассчитываются исходя из утвержденного объема финансирования мероприятий, количества проведенных мероприятий и числа участников.

Показателями конечных результатов реализации подпрограммы являются:

- годовой объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;

- объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в расчете на 1 жителя городского округа.

Подробная информация о показателях в разрезе мероприятий подпрограммы,  методики их расчета и их значениях по годам реализации отражена в приложениях к  программе: приложение № 1 – 2017 – 2021 годы, приложение № 2 – 2022 – 2026 годы. 

 

6. Финансовое обеспечение подпрограммы

Объем финансирования подпрограммы осуществляется из бюджета городского округа «Город Чита», определяется исходя из бюджетных назначений на эти цели на соответствующий финансовый год, носит ориентировочный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета. Объем финансирования определяется на основе перечня мероприятий подпрограммы, представленного в приложениях к муниципальной программе. Объем финансирования за десять лет составит 3 274,4054 тыс. руб., в том числе по этапам реализации:

(в редакции постановлений администрации от 09.01.2023 г. № 03, от 24.01.2023 № 2, от 05.09.2023 г. № 480)

I этап – 59, 90874 тыс. руб., в том числе по годам:

2017 год – 16,0083 тыс. руб.;

2018 год – 24,74503 тыс. руб.;

2019 год – 19,15541 тыс. руб.;

2020 год – 00,0 тыс. руб.;

2021 год – 0,0 тыс. руб.;

II этап – 3 214,49666 тыс. руб., в том числе по годам:

(в редакции постановлений администрации от 09.01.2023 г. № 03, от 24.01.2023 № 22, от 05.09.2023 г. № 480)

2022 год – 0,00 тыс. руб.;

(в редакции постановления администрации от 09.01.2023 г. № 03)

2023 год – 20,09666 тыс. руб.;

(в редакции постановления администрации от 05.09.2023 № 480)

2024 год – 57,20 тыс. руб.;

(в редакции постановления администрации от 24.01.2023 № 22)

2025 год – 57,20 тыс. руб.;

(в редакции постановления администрации от 24.01.2023 № 22)

2026 год – 3 080,0 тыс. руб.


7. Описание рисков реализации подпрограммы и способов их минимизации

 

Основными рисками реализации подпрограммы являются:

- риски, связанные с изменением законодательства;

- финансовые риски, связанные с недостаточным объемом финансирования из бюджета городского округа «Город Чита».

Основными способами ограничения рисков будут являться:

- внесение изменений в подпрограмму с учетом изменений в законодательстве;

- достаточное и своевременное финансирование основных мероприятий подпрограммы за счет средств бюджета городского округа «Город Чита».

 

 
35-11-15 С 10:00 до 17:30 Горячая линия для предпринимателей